Упражняйся в различении между индивидуальным (личным) и
универсальным (всемирным) духом.
Как грязная вода становится чистой, когда удаляется из нее грязь, также точно светит
Атман, когда он освобождается от несуществующего. Поэтому Атман должен быть
освобожден от всего, что принадлежит ложной самости.
Высший Дух поэтому не то, что называют Виджнянамайя. Ввиду того, что
Виджнянамайя изменчива, имеет собственный характер и ограниченное сознание, а также от
того, что она объективна и способна заблуждаться, ее нельзя считать вечной.
Покров Анандамайи (просветлённое тело) есть отражение абсолютного блаженства; тем
не менее и он не свободен от заблуждения. Его признаки радость и т.п. и в этом теле
осуществляются высшие склонности (идеалы) (в сварге). Это просветленное (тело),
существование которого зависит от выполнения добродетели, само проявляется покровом
Анандамайи (просветления) в добродетельном человеке, который вкушает плоды
собственных заслуг.
Главное проявление покрова Анандамайи это сон без сновидений. В состоянии
бодрствования и сна оно проявляется отчасти посредством видения приятных видений
(представлений).
И эта Анандамайя также не есть Высший Дух, так как и она подлежит условиям. Это
видоизменение Пракрити. Это результат и сумма всех последствий хороших поступков.
По словам Вед, Атман (Самость) есть то, что остается после отпадения пяти покровов
(тел); Он есть свидетель (зритель), абсолютное знание.
Этот Атман светит самостоятельно и отличен от пяти покровов; Он есть зритель трех
состояний (бодрствования, сна и сна без сновидений) ; Он без пятен и неизменен; Он вечное
блаженство.
Вивека Чундамани (Драгоценность различения)