Однажды Балсекар ответил о сути учения:
- Можно ли изложить учение в основных чертах?
Конечно. Вы хотите услышать его в четырех словах или в двух?
- Вы серьезно?
Конечно. «Не-существование индивидуальности». Это суть учения. Нет больше ничего, что нужно было бы понять, поскольку все другие элементы учения основаны на этом.
- Это кажется очень простым.
Да? Но кто же должен осуществить это не-существование индивидуальности?
- Очевидно, каждый из нас, каждый индивидуум.
Какой индивидуум? Разве не понятно, что индивидуум иллюзорен, что он — лишь видимость в сознании?
- Кто же тогда должен сделать то, что должно быть сделано?
В этом-то все и дело. Пока остается то, что должно быть сделано, это является абсолютно невозможным, поскольку не-существование индивидуальности означает отсутствие кого-либо, кто бы делал что-либо или воздерживался от того, чтобы не делать этого.
- Вы водите меня кругами.
Нет, все, что я делаю - или так кажется, что я это делаю - это как раз пытаюсь вытащить вас из порочного круга.
Как только постигается тот факт, что нет ни деяния, ни воздержания от какого-либо деяния, остается отсутствие какого бы то ни было воздержания от какого бы то ни было деяния. Это абсолютное отсутствие какой-либо индивидуальности (ни существование, ни не-существование), которая могла бы делать что бы то ни было или воздерживаться от того, чтобы это делать.
- Другими словами, ПРОСТО БЫТИЕ.
Правильно. Любое намеренное «деяние» (положительное или отрицательное) отводит кажущегося исполнителя в сторону от того, ЧЕМ-ОН-ЯВЛЯЕТСЯ. Существование (или присутствие) на самом деле означает существование (присутствие) существования (или присутствия), или существование (или присутствие) не-существования (отсутствия). Как существование, так и не-существоавние, или как присутствие, так и отсутствие, являются концепциями.
ТО-ЧТО-ЕСТЬ, или БЫТИЕ, есть отсутствие обеих этих концепций, абсолютное отсутствие как индивидуальности, так и не-индивидуальности.
Вот так вот, просто и на пальцах...